Копилка знаний - Уроки вязания

УРОКИ ПО ВЯЗАНИЮ
+7 (916) 548 80 77
E-mail: zna2309@yandex.ru
zna2309
Уроки по вязанию от Натальи Зайцевой
+7 916 548 80 77
Перейти к контенту
Дорогой гость!

Здесь ты узнаешь:

 
1. Об истории возникновения вязания спицами и крючком.
2. Об инструментах для вязания (спицы, крючки, тунисский крючок)
3. О технике вязания спицами.
4. О технике вязания крючком.
5. О видах пряжи для вязания. О достоинствах и недостатках различных материалов.
 


1. История возникновения вязания.

Ручное вязание – древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.
 
Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.
Приблизительно к тому же периоду относятся и длинные шерстяные штаны с пришитым носком (чулком), и вязальные спицы, найденные в Европе, в германских гробницах. С V в. техника вязания развивается, главным образом на Востоке и в странах с влиянием арабской культуры. C ХI века трикотаж уже был известен во всех странах Европы - этому определённо способствовали крестовые походы. А вязаные вещи стали очень популярны - главным образом, среди королевской знати. Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно мужчины.
В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа. Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18в. Такой платок размером 2х2м весит всего 70г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.
Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия. Как и любой другой вид прикладного искусства, вязание постоянно развивается и видоизменяется. Мы знаем, что вязать можно крючком, на спицах, на машинах производственных и бытовых.

2. Инструменты для ручного вязания.
 
Основным инструментом вязальщицы являются спицы и крючки. За несколько веков инструменты не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее. Спицы и крючки делают из различных материалов: пластмассовые, деревянные, бамбуковые и костяные, стальные, алюминиевые.
 
Например, что касается спиц, то по форме они бывают:
 
- прямые (спицы для прямого вязания);
 
- чулочные (прямые, для кругового вязания носков, варежек);
 
- круговые (для вязания по кругу);
 
- вспомогательные (с их помощью можно на время снять петли с основной спицы).
 
Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и пряжи. Номер спиц выбирают в соответствии с толщиной пряжи: спица должна быть в 2 раза толще пряжи.
 
Крючки также стали более разнообразными. При их изготовлении использую различные материалы: сталь, алюминий, пластмасса, дерево, кость. Крючок обязан быть в 1,5-2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщепляя ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжутся толстыми крючками (№3-7). Ажурные изделия (салфетки кружева), вяжут тонкими металлическими крючками (№ 0,5-1,5). Также крючки различаются по длине: короткие (12-15 см) используют для обычного вязания, и длинные (20-40 см) - для тунисского вязания. При вязании больших изделий, например, таких как плед, покрывало, используют тунисский крючок с леской различной длины.

3. Техника вязания спицами.

Существуют различные техники вязания спицами:
 
- пэчворк, или вязание мотивами. Данную технику используют чаще всего в интерьерном вязании, когда требуется связать изделие большого размера.  Держать все изделие целиком во время вязания непросто, следовательно, его разделяют на части и вяжут каждую часть отдельно с последующим их сшиванием в единое полотно.   
 
- энтерлак, это частный случай пэчворка. Изделие, связанное в данной технике похоже на плетеную корзину.
 
- интарсия и жаккардовые узоры дают возможность вязать изделие пряжей различных цветов. Обе техники предполагают вязание пряжей нескольких цветов, но жаккард – это разноцветный орнамент из канонических элементов, а интарсия – просто рисунок свободного стиля. Различаются они и по исполнению: при вязании жаккардовых узоров нерабочая нить протягивается по изнаночной стороне изделия – так как промежутки между участками одного цвета обычно невелики, это никому не мешает. Но использование протяжек при вязании рисунка свободного стиля предполагает образование очень длинных протяжек на изнаночной стороне изделия, что значительно снижает качество его эксплуатационных свойств.  Подобные рисунки удобнее выполнять в технике интарсия, когда для каждого участка определённого цвета берут пряжу из разных клубков, а на границах элементов нити перекрещивают, сшивая, таким образом, их между собой.
 
- ирландское вязание предполагает вывязывание на изделии различных объемных элементов, таких как косы, жгуты, ромбы, шишечки. Ирландское вязание всегда однотонно.
 
- ажурная техника вязания – антипод ирландскому вязанию. Изделие, связанное ажуром легкое с большим количеством дырочек, благодаря которым изделие похоже на паутинку
 
- техника косого вязания. Кривизна элемента детали достигается вполне стандартными приёмами – сужением и расширением за счёт добавления и убавления петель, серьёзные трудности могут возникнуть при расчёте размеров и формы полотна. В отличие от вязания по прямой, ширина диагональных деталей – понятие не такое уж очевидное. На глаз, либо в ходе первых примерок, сложно определить, как будет изделие на вас сидеть.
 
- техника фриформ. В основе данной техники вязания лежит известное многим косое вязание спицами. Вяжите элементы необычной формы и собирайте их в одно полотно.

4. Техника вязания крючком.

Давайте познакомимся с некоторыми техниками вязания крючком.
 
Ирландское кружево. Отличительной особенностью техники ирландского кружева является вязание отдельных мотивов, которые потом соединяются с помощью сетки в единое полотно. Изделия такой техники вязания можно вязать только вручную, что и придает этим изделиям особый шик и неповторимую красоту. Связать 2 абсолютно одинаковых изделия невозможно. А с любовью подобранные мотивы и их оттенки подарят вязаному изделию свою эксклюзивность.
 
Ленточное кружево. Техника подразумевает вязание кружевных лент крючком. Из готовых лент собирается вязаное полотно и само изделие. Схем лент существует очень много и на любой вкус. Обычно ленты вяжутся в виде ажурных круглых мотивов и изделия из ленточных кружев получаются легкими, струящимися и аккуратными.
 
Филейное вязание. Техника филейного вязания крючком предполагает использование такого вида вязания, как филейная сетка, которая представляет собой сетку, состоящую из столбиков с накидом и просто воздушных петель. При этом их использование может сильно меняться, начиная от количества воздушных петель и заканчивая количеством накидов на столбиках. Таким образом, можно регулировать размер ячейки сетки.
Отличительной особенностью вязания филейной сетки является провязывание столбиков с накидом не в петлю идущего нижнего ряда, а в середину нижнего столбика, для того, чтобы вязка получилась ровной и аккуратной. Филейные узоры вяжутся по принципу пустой и полной ячейки. Пустая ячейка вяжется как обычно с помощью столбиков с накидом и просто воздушных петель, а полная ячейка провязывается только столбиками с накидом, чтобы получилась ячейка сетки без просветов.
 
Фриформ. Сегодня техника вязания Фриформ покоряет все больше и больше поклонниц своего творчества. Если перевести с английского «Freeform» дословно, то это обозначает «свободная форма». Такой стиль вязания является видом нерегулярного вязания и означает полную свободу действий, отсутствие любых правил и закономерностей при работе, возможность полностью отдаться своему воображению во время вязания.
 
Брюггское кружево. Эта техника вязания имитирует вязание на коклюшках и олицетворяет собою кружева, сплетенные вручную. Такие кружева сильно ценились еще в 16 столетии и считались очень дорогими. На сегодняшний день эти кружева продолжают радовать и наши глаза, украшая собою не только такие предметы, как салфетки, наволочки и т. д., но и нашу одежду. И сейчас такие кружева можно воспроизводить с помощью обычного вязального крючка, выбрав понравившуюся схему и способы соединения этого необычного кружева.
В основе вязания Брюггского кружева лежит вязание длинной тесьмы-полоски (фестона), изгибы которой и создают рисунок кружева. Существует большое разнообразие узоров, по которым можно связать фестоны, а также разные варианты их соединения между собою.
Соединяются между собою фестоны в процессе вязания кружева, для чего можно использовать столбики без накида, столбики с накидом, воздушные петли или необходимое соединение, предложенное по схеме узора. Для изгибов и поворотов брюггской тесьмы используют провязывание разновысоких столбиков в одном ряду.
 
Сцепное кружево. Сцепное — это значит что элементы между собою «сцепляются». Поэтому к этому виду техники можно отнести изделия, собранные из красивых мотивов, сшитых между собою без использования нерегулярной сетки, а также однотонные изделия в ирландском кружеве, которые действительно похожи на гипюр.

Нерегулярное вязание. Для вязания в этой технике обычно используют вязание кругов и полукругов, ажурных вставок, полос разной ширины с использованием разновеликих столбиков, а также разнообразные мотивы. После того, как мотивы связаны согласно этой технике, начинается процесс соединения их между собою. Для этого можно использовать разные виды сеток, цепочки из воздушных петель или просто нарастить элементы друг на друге, создавая свою композицию.

5. Виды пряжи для вязания, достоинства и недостатки различных материалов.

В настоящее время ассортимент пряжи, используемый для ручного вязания, очень разнообразен. Каждая из них имеет ряд достоинств и недостатков. Ниже представлены наиболее распространенные виды пряжи, а так же их достоинства и недостатки.


Акрил
 
(полиакрилонитрильное волокно)
 На рынке акрил известен также под названиями нитрон, полиамид, ПАН-волокно. Сырье для получения акрила добывают из природного газа. Однако это волокно имеет ряд преимуществ в сравнении с натуральной пряжей.
Достоинства
Недостатки
- по своим качествам близок к натуральной шерсти;
 
- очень хорошо окрашивается;
 
- 100% акрил – это гарантия того, что изделие практически не будет выцветать.
 
В смеси с шерстью позволяют получить идеальный вариант – теплую одежду красивой расцветки, которая приятна на ощупь, не покрывается катышками, держит форму и долго служит.
- низкая гигроскопичность
Альпака (или лама)
 
животное семейства верблюжьих. Легкая и прочная шерсть альпака стоит достаточно дорого, поэтому ее часто используют в смесях с добавками других волокон. Такое смешивание, помимо снижения цены, помогает уменьшить присущую этой шерсти колючесть. Широкое распространение получили смеси с обычной или мериносовой шерстью, с искусственными волокнами (например, с акрилом).
Достоинства
Недостатки
- практически не сваливается и не образует катышков,   благодаря длинным волокнам
  
- обладает прекрасными терморегулирующими свойствами.   Волокна альпака полые, поэтому  шерсть   из них греет в холод и охлаждает в жару;
  
- хорошо окрашивается, и сегодня можно купить пряжу   из альпака всех цветов радуги.
- при хранении изделия из альпака в качестве   анти-моли для него применяют только природные средства — лаванду, табак и   кедр. Использовать нафталин нельзя.
  
Ангора
 
Ангорой принято называть пух кролика.
 
Некогда она была получена  китайцами как аналог настоящей ангоры, называемой ныне «мохер», поскольку «специальные» козы плохо приживались за пределами Турции. Кролики, шерсть которых используется для производства пряжи, так и называются — ангорские.
Достоинства
Недостатки
Ангорская шерсть, безусловно, очень пушистая, мягкая, теплая. Изделия из   качественной пряжи с ангорой способны прослужить не один год.
  
- в чистом виде теряет свои эстетические свойства со временем (кроличий   пух не закрепляется в пряже прочно), в связи с чем
  
ангорская шерсть практически не используется в чистом виде — в пряжах ее   смешивают с обычной или мериносовой шерсти, а также с акрилом;
  - изделия из нее нельзя стирать, более того — их просто необходимо беречь от   намокания;
  
- чистить ангору можно только химическим способом.
  
Однако есть мнение, что возможна ручная стирка мягким шампунем в   негорячей воде.
Вискоза
 
искусственное (не синтетическое волокно), производят из древесины (она представляет собой восстановленную целлюлозу), то есть состав вискозы очень близок к составу натуральных растительных волокон. Иногда ее называют «древесный шелк».
Достоинства
Недостатки
- приятна на ощупь;
  
- гигроскопична;
  
- воздухопроницаема;
  
- с помощью вискозы можно улучшить свойства хлопка: добавление ее в   хлопковую пряжу повышает скорость впитывания влаги, которая у хлопка мала;
  
- не накапливает статического электричества.
- бережная стирка: нельзя отжимать, выкручивать изделия (мокрая вискоза   не отличается особой прочностью). Вещи, связанные из этой пряжи, лучше   стирать руками с использованием мягкого чистящего средства, иначе они могут   растянуться и потерять форму.
  
Кашемир
 
это пух горных коз. Его вручную выщипывают либо вычесывают в весенний период. Чтобы пряжа не скаталась в короткий срок, кашемир, как правило, смешивают в разных пропорциях с другими видами шерсти.
Достоинства
Недостатки
- пряжа из кашемира вызывает приятные тактильные ощущения;
  
- вязаное полотно получается идеально ровным;
  
- изделия из кашемира получаются теплыми, мягкими и уютными. Они намного   легче шерстяных, поскольку волокна кашемира очень тонкие и полые внутри;
  - кашемировая нить не колючая, пружинящая и мягкая одновременно и, конечно,   теплая. Даже начинающие вязальщицы смогут, используя простые техники вязания,   связать отличные вещи из этой пряжи;
  
- за изделием из данного вида пряжи легко ухаживать, пряжа неприхотлива в   носке;
  
- по мягкости кашемир превосходит шёлк. И это не удивительно, ведь его   волокна значительно тоньше;
  
- согревающая особенность объясняется самой низкой теплопроводностью на   единицу веса;
  
- в кашемире не заводятся пылевые клещи, поэтому материал не вызывает   аллергии;
  
- по прочности и износостойкости не уступает шерсти и шёлку.
- пряжа может немного скатываться в изделии. - высокая стоимость   кашемировой пряжи. Это объясняется сложностью изготовления. Промысел пуха   возможен только один раз в год, во время весенней линьки животных. Подшёрсток   вычёсывается вручную специальным гребнем, потом очищается и сортируется по   длине и толщине волокон. С одного животного получают от 100 до 150 г пуха. Из   сырья изготавливают чрезвычайно тонкую и гладкую пряжу. Её окрашивание и   производство саржевым плетением – это тоже преимущественно ручные процессы.   Чем тоньше и изящнее нить, тем выше ее стоимость.
  
Лен
 
универсальное растение с уникальными свойствами, которые он передаёт и льняной пряже.
Достоинства
Недостатки
- льняную пряжу с уверенностью можно назвать самой прочной из натуральных   видов пряжи (она в 2 раза прочнее, чем хлопок);
  
- в сочетании с антибактериальными свойствами этой пряжи, благодаря   которым она менее всего подвержена гниению, изделия из льна могут служить   своему обладателю долгие годы без усадки и не вытягиваясь даже после стирки   при высоких температурах;
  
- еще одно уникальное свойство льняной пряжи заключается в том, что   изделия из нее великолепно регулируют теплообмен, создавая прохладу летом и   сохраняя тепло зимой;
  
- вязаные изделия из льна лучше впитывают влагу и быстрее сохнут, чем   вещи из хлопка и шерсти.
- вещи из льна легко мнутся, грубее и немного тяжелее, чем из хлопковой   пряжи;
  
  
- трудно красится и выбеливается, поэтому льняная пряжа выпускается   преимущественно в серо-бежевых тонах.
Люрекс
 
Люрекс относится к разряду так называемых «эффектных» волокон. Народное понимание термина («люрекс» — «блестящая или металлическая нить»), в принципе, очень близко к истине. Такое волокно может быть получено из алюминиевой, медной, латунной, никелевой фольги. Поскольку это довольно дорогая технология, да и прочностью полученные волокна не отличаются, в последнее время используются нити из химической пленки, покрытой цветным клеем. Таким образом, достигается разнообразие цвета и прочность.
Достоинства
Недостатки
- сверкающая и переливающаяся пряжа способна сделать нарядным даже самое   простое вязаное изделие;
  
- тонкая пряжа с люрексом чаще всего используется для отделки уже готовых   изделий, придавая им праздничный вид.
- пряжа неприятна при соприкосновении с телом, лучше использовать в   изделиях с подкладкой.
  
- изделия, в которых использована столь тонкая и сложная по составу   пряжа, нуждаются в чрезвычайно бережном уходе и очень аккуратной стирке
Мериносовая пряжа
 
Это шерсть, взятая от мериноса (порода овец), причем не просто состриженная, а состриженная с определенного места — с холки. Мериносовая шерсть дороже обычной. Другие виды волокон добавляются в нее редко, и не для того, чтобы улучшить качество, как в прочих случаях (качество ее безупречно), а для того, чтобы снизить цену.
Достоинства
Недостатки
- обладает прекрасными термостатическими свойствами, упругостью;
  
- не раздражает кожу. Поэтому ее можно смело рекомендовать для создания   детских вещей;
  
- при должном обращении красивые и теплые вещи из мериноса могут   прослужить много лет, не потеряв своего первоначального вида.
- изделиям из этой шерсти присущи все капризы шерстяных вещей, поэтому   уход за ними должен быть особо тщательным – ручная стирка с использованием   специальных средств и сушка в растянутом виде.
  
  
Мохер
 
При определении «мохера» следует иметь в виду, что это — козий волос, а не просто любая пушистая пряжа, как почему-то многие считают. И особенности этого волоса таковы, что стопроцентного мохера быть не может: он просто распадется на отдельные волоски. Максимальное содержание мохера в пряже на сегодняшний день не может превышать 83%. Высокая цена чистого мохера нередко заставляет смешивать его с обычной шерстью, а также с искусственными нитями — с акрилом, полиамидом и другими.
Достоинства
Недостатки
- изделия, связанные из мохера, получаются очень воздушными и теплыми;
  
- хорошо поддается окраске, его легко очистить от грязи.
- необходима деликатная стирка, стирать изделия из мохера  следует в воде комнатной температуры, с   использованием мягкого шампуня.
Хлопок
 
пряжа растительного происхождения, получаемая из коробочек хлопчатника. Хлопок прочнее шерсти, хотя и менее прочен, чем лен или шелк. Для вязания хлопок чаще используется в составе смесовых пряж с шерстью или акрилом, поскольку хлопковая пряжа сама по себе не эластична.
Достоинства
Недостатки
- гигиеничность;
  
- устойчивость к воздействию щелочи (а попросту — к стирке);
  
- хлопок «дышит» (хорошо пропускает воздух);
  
- легко впитывает влагу;
  
- удобен и приятен в носке, мягок и устойчив к истиранию и разрыву, легок   в уходе;
  
- хорошо красится и практически не выгорает.
  
- изделие легко стирается, если предварительно замачивать;
  
- согревающий эффект выше, чем у льна
- под прямыми лучами солнца хлопок становится менее прочным, поэтому   требует защиты;
  
- изделия из хлопка сильно садятся   и долго сохнут
Шелк
 
Шелк, а точнее, шелковая нить — это продукт деятельности тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры). До 6 века секрет шелководства хранился в тайне, а в Европу поступала только готовая ткань.
Достоинства
Недостатки
- шелковая нить хорошо держит тепло;
  
- на нем практически не образуются катышки;
  
- он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится;
  
- изделия из шелка хорошо поглощают влагу.
Шелк — очень нежный материал и требует деликатного ухода. Прямой   солнечный свет, влага и высокие температуры, а так же раствор щелочи способны   испортить ваше драгоценное изделие.
Шерсть
 
Натуральное волокно, всерьез соперничать с которым не может ни одно из искусственных. Собственно «шерсть» — это собирательный термин, включающий в себя шерсть и овцы, и верблюда, и козы, и ламы, и кролика, и даже собаки; шерсть различных животных различается и по свойствам, и по применению.
Достоинства
Недостатки
- уникальная способность сохранять тепло, с нивелированием разницы между   температурой тела и температурой воздуха;
  
  
  
  
- гигроскопичность, мягкость и прилегаемость;
- шерсть хорошо тянется и устойчива к сминанию;
- шерстяная пряжа удерживает тепло лучше, чем растительная, а также   значительно медленней намокает во влажной среде. Прекрасно «спелись» шерсть и   акрил, составляющие очень популярный ныне ансамбль. Помимо прочего, такая   пряжа становится дешевле чистой шерсти.
- единственный серьезный недостаток — сваливаемость и образование   катышков при трении. Зависит от плотности скручивания пряжи (чем слабее   скручена, тем сильнее сваливается), и может быть устранен как специальными   способами отделки, так добавлением в шерстяную пряжу растительного или   искусственного волокна.
  
Стирка шерстяных изделий (а особенно изделия из чистой шерсти) должна   осуществляться особенно бережно — стирать их следует только вручную, при   помощи специальных средств. Ни замачивать надолго, ни тщательно отстирывать,   ни выжимать шерстяные вещи не нужно. При сушке их надо не вывешивать, а   аккуратно раскладывать на ровной поверхности.
© 2018-2021, Уроки по вязанию
Мастерская Натальи Зайцевой
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому